Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 69 человек

Экскурсионная деятельность

Дата: 24 августа 2016 в 11:58, Обновлено 4 мая 2017 в 12:41

25 февраля 2017 года воспитанники группы № 6 пройдут по маршруту " Улицы родного города" (г. Волковыск)

18 ноября 2016 года коллектив педагогов и воспитанников ГУО " Волковысский детский дом" выступил перед работниками КСП "Заря и К" Волковысского района с концертной программой, посвящённой Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса.03 ноября 2016 года воспитанники детского дома посетили санаторий "Пралеска" Волковысского района

12 нояборя 2016 года воспитанники посетят г. Гродно

18 ноября 2016 года воспитанники посетят СХК "Заря и К" Волковысского района

 

18 ноября 2016 года коллектив педагогов и воспитанников ГУО " Волковысский детский дом" посетили подшефное  КСП "Заря и К" Волковысского района

03 декабря 2016 5 воспитанников ГУО " Волковысский детский дом" побывали на экскурсии в г. Минске,в музее ВОВ

03 декабря 2016 года  воспитанники  ГУО " Волковысский детский дом" посетили музей боевой славы УО " Волковысский аграрный колледж"

Об организации экскурсий с обучающимися

Методические рекомендации по организации туристских походов и экскурсий в период летних каникул в рамках реализации гражданско-патриотического проекта «Собери Беларусь в своем сердце» под девизом «Гордимся Беларусью, любим Беларусь, путешествуем по Беларуси» Широкие возможности в воспитании гражданственности и патриотизма учащихся через любовь к родным местам предоставляет организация работы по туризму и  краеведению. Походы, экспедиции, экскурсии по родному краю являются массовыми формами приобщения юного поколения к краеведческому и патриотическому наследию страны, способствуют формированию гражданской позиции. В Республике Беларусь организационно-методическими центрами туристско-краеведческой работы являются учреждения дополнительного образования детей и молодежи туристско- краеведческого профиля. В целях упорядочения организации туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности Министерство образования Республики Беларусь рекомендует активнее использовать возможности туристских организаций системы образования, располагающих квалифицированными кадрами, материальной базой и современными методиками туризма и краеведения в образовательном процессе. Также при планировании и организации экскурсионных поездок необходимо руководствоваться педагогической целесообразностью, при комплектовании групп осуществлять дифференцированный подход, учитывая интеллектуальные, физические, психологические, возрастные и половые особенности детей. При организации туристских походов и экскурсий необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами: Директива Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»; Кодекс Республики Беларусь об образовании; Закон Республики Беларусь «О туризме»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»; Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35а;Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 149; Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82; Правила вида спорта «Туризм спортивный» (спортивная дисциплина «Спортивные туристские походы»), принятые решением исполкома Общественного объединения «Республиканский туристско- спортивный союз» от 18.02.2015 г. №7 и зарегистрированные приказом Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 14.10.2015 г. № 438; Правила оказания туристических услуг, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 № 1064; Санитарные нормы и правила «Требования к оздоровительным организациям для детей», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.12.2012 № 205. Министерством образования Республики Беларусь разработан ряд документов в помощь организаторам туристско-экскурсионной деятельности: - Рекомендации по обеспечению безопасности обучающихся, участников туристско-экскурсионных программ (письмо от 17.06.2015 №10-01-28/230) - Методические рекомендации «О некоторых вопросах организации участия обучающихся в образовательных мероприятиях на территории Республики Беларусь и за границей», которые определяют алгоритм формирования и направления организованных групп обучающихся для участия в туристских походах, турах и экскурсиях в Республике Беларусь и за границей (письмо от 19.11.2015 г. № 21/6236 /дс/); - Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (письмо от 28.07.2015 г. № 10-20/1698); - Перечень перспективных туристских баз для организации отдыха детей, семей и молодежи; Справочно: Для организации туристской и экскурсионной работы с учащимися центры туристско-краеведческого профиля имеют 61собственную туристскую базу, которые предоставляют возможность для размещения около 3 тысяч человек одновременно. В Минске, в здании Республиканского центра экологии и краеведения, расположена туристская база на 120 мест, которая ежегодно принимает около 5 тысяч учащихся и педагогов, участников республиканских мероприятий и экскурсионных туров. При проведении туристских походов и экскурсий необходимо учитывать алгоритм формирования и направления организованных групп обучающихся для участия в туристских походах, турах и экскурсиях в Республике Беларусь, который предусматривает следующие обязательные мероприятия: 1) подачу письменного заявления организатора туристского похода, тура и экскурсии на имя руководителя учреждения образования с указанием целей, обоснованием необходимости участия в обозначенном мероприятии (с учетом соответствующих направлений в плановой документации учреждения образования); 2) издание приказа по учреждению образования с указанием сроков проведения туристского похода, тура и экскурсии, списка обучающихся, возложением на конкретных должностных лиц ответственности и контроля за обеспечением безопасности обучающихся во время участия в туристском походе, туре и экскурсии; 3) проведение с ответственным должностным лицом целевого инструктажа по охране труда о соблюдении мер безопасности обучающимися учреждений образования с последующим оформлением в журнале регистрации инструктажа; 4) допуск к участию в туре, экскурсии несовершеннолетних обучающихся только с письменного разрешения их законных представителей с обязательным указанием особенностей здоровья (при наличии). В случае участия в туристских походе, обязательно наличие у обучающихся справок о состоянии здоровья; 5) представление ответственным должностным лицом отчета о проведении туристского похода, тура или экскурсии руководителю учреждения образования, организовавшего образовательное мероприятие, не позднее 5 дней после возвращения из поездки. Туристско-экскурсионное обслуживание осуществляется на основании договора оказания туристических услуг. Организация и проведение всех видов туристских походов при пользовании услугами сторонних организаций осуществляются на договорной основе в соответствии с законодательством. 2016 год объявлен Годом культуры. Ключевой задачей является воспитание патриотически настроенной молодежи с независимыммышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения. В этой связи в новом учебном году необходимо уделить формированию у молодежи активной жизненной позиции, гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности. В период летних каникул с целью поддержки молодежных инициатив, направленных на реализацию социально значимой деятельности средствами современных фото и компьютерных технологий рекомендуем продолжить участие в республиканском конкурсе электронных фотоальбомов «Гордимся Беларусью, любим Беларусь, путешествуем по Беларуси» (далее – Конкурс). Информация о Конкурсе размещена на сайтах: - http://www.karandash.by/2016 – «ПЦ «Карандаш»; - http://www.rcitt.by – «РЦИиТТ». В целях массового вовлечения обучающихся в культурно- познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси, на развитие детского и молодежного экскурсионного туризма, а также создание имиджа регионов как привлекательных культурно-познавательных, туристско-экскурсионных объектов введен в действие гражданско-патриотический проект «Собери Беларусь в своем сердце» (расположено на сайте rctkum.by). Республиканский гражданско-патриотический проект «Собери Беларусь в своем сердце» проводится с апреля 2016 года и по декабрь 2018 года основным содержанием является: обновление существующих и создание новых тематических туристско-экскурсионных маршрутов, а также разработка и создание туристско-экскурсионных маршрутов с использованием экскурсионных объектов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий; подготовка юных экскурсоводов для проведения экскурсии по разработанным туристско-экскурсионным маршрутам; создание промопродукции о туристических возможностях на маршрутах (фотографии, справочно-информационные сборники, карты- схемы, буклеты и др.); исследование и возрождение культурных традиций регионов маршрута; проведение рекламно-информационных и презентационных мероприятий с целью популяризации и сохранения историко- культурного и природного наследия края.Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне – важнейшая задача в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. С этой целью в рамках республиканской акции «Мы этой памяти верны» в учреждениях образования будут реализовываться мероприятия героико- и военно-патриотической направленности, в том числе с апреля 2016 г. по март 2017 г. проводится республиканский конкурс «Звездный поход» по местам воинской славы (расположено на сайте rctkum.by). При проведении «звездных походов» необходимо продолжить работу по восстановлению и сохранению исторической памяти о героических подвигах белорусского народа; организации диалога между поколениями через непосредственное общение с очевидцами событий; привлечению учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по изучению истории и боевого прошлого страны; увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн; благоустройству воинских захоронений, памятников военной истории и содержанию их в надлежащем состоянии. В течение летних каникул рекомендуется проводить категорийные походы, которые могут быть участниками республиканского конкурса на лучший туристский поход «Познай Родину – воспитай себя». Условия проведения республиканского конкурса на лучший туристский поход «Познай Родину – воспитай себя» в 2016 году (расположены на сайте rctkum.by.). Организацию туристско-краеведческой работы рекомендуем проводить во взаимодействии учреждений образования с учреждениями культуры, спорта и туризма, силовыми структурами, общественными объединениями и организациями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 17.06.2015 №10-01-28/230

Направляется по почте государственных органов

Управления образования облисполкомов

Комитет по образованию Мингорисполкома

Об организации экскурсий с обучающимися

 Во исполнение протокола совещания у заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Кочановой Н.И. от 1 июня 2015 г. №25/11пр направляем для руководства в работе рекомендации по обеспечению безопасности обучающихся, участников туристско-экскурсионных программ.

Заместитель Министра                                             В.В.Якжик

Приложение к письму

Министерства образования

17.06.2015 № 10-01-28/230

          Деятельность учреждений образования с обучающимися при организации туристско-экскурсионной работы должна проводиться в соответствии с законодательством:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Законом Республики Беларусь «О туризме»;

Директивой Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

Государственной программой развития туризма в Республике Беларусь;

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» с дополнениями и изменениями № 1087 (Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров»);

Концепцией непрерывного воспитания детей и молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь;

Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь;

Инструкцией об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 35а.

В настоящее время набирает силу тенденция, когда общественные объединения, коммерческие и другие структуры проводят многочисленные мероприятия (экскурсии, поездки и др.) с обучающимися, не согласовывая проведение данных мероприятий с администрацией учреждения образования, управлением (отделом) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома, игнорируя накопленный за десятилетия опыт туристско-экскурсионной работы учреждений образования.

Имеют место случаи, когда туристическими фирмами с привлечением педагогических работников учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи организуются многодневные экскурсионные туры за рубеж для обучающихся без учета их возрастных и психофизических особенностей. Длительные ночные переезды автобусами затруднительны для обучающихся и являются небезопасными для их здоровья. Обоснованную тревогу вызывают случаи ненадлежащего контроля со стороны сопровождающих лиц за пребыванием детей в экскурсионных турах за границей (распитие обучающимися спиртных напитков, нахождение без присмотра и т.д.), что является недопустимым.

         Вследствие неорганизованности и игнорирования нормативных правовых актов нарушаются права и интересы детей, фальсифицируются образовательные результаты, происходят несчастные случаи.

         В связи с вышеизложенным руководителям учреждений образования необходимо уделять особое внимание организации экскурсионной деятельности с обучающимися, содержание которой должно быть интегрировано с содержанием учебных программ по предметам, соответствовать возрастным и психофизическим особенностям учащихся.

В целях упорядочения организации туристско-экскурсионной деятельности, в том числе и зарубежных поездок учащихся, рекомендуем шире использовать возможности учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, располагающих наиболее квалифицированными кадрами, материальной базой и современными методиками использования туризма и краеведения в образовательном процессе. При планировании и организации экскурсионных поездок необходимо руководствоваться педагогической целесообразностью, при комплектовании групп осуществлять дифференцированный подход, учитывая интеллектуальные, физические, психологические, возрастные особенности детей и молодежи.

В Республике Беларусь функционирует сеть учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля.

Справочно.

На 1 января 2015 года – 62 учреждения дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля, которые располагают туристскими базами, готовыми одновременно принять около 2,5 - 3 тысяч экскурсантов.

Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Центр) является ведущим учреждением дополнительного образования туристско-краеведческого профиля и осуществляет инструктивно-методическое сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, а также является организатором туристско-экскурсионной работы с учащимися всей страны.

Для организации и проведения туристско-экскурсионной работы Центр располагает необходимыми ресурсами: квалифицированные специалисты, информационное и методическое обеспечение, туристская база на 120 мест, транспортные средства, туристское снаряжение для организации и проведения туристских мероприятий, налаженные связи с партнерами.

Качество туристских услуг, которые оказывает Центр, подтверждено сертификатом Государственного учреждения «Национальное агентство по туризму». Центр внесен в Государственный реестр учреждений, оказывающих туристические услуги.

Управлениям (отделам) образования, спорта и туризма рай(гор) исполкомов совместно с руководителями учреждений дополнительного образования детей и молодежи, отвечающими за туристско-краеведческую и экскурсионную работу с обучающимися, необходимо завершить работу по разработке справочников-бюллетеней обязательных и рекомендуемых экскурсий для учащихся и студентов.

Справочно.

В настоящее время такой справочник разработан в Брестской и Гродненской областях. Справочник разработан в помощь педагогам учреждений образования и дает возможность ориентироваться в подборе экскурсионного материала с учетом содержания учебных предметов. В справочнике дан аннотированный перечень экскурсионных туров для учащейся молодежи, указано название, продолжительность, вид, цель, задачи, маршрут, объекты показа, содержание, для кого рекомендована экскурсия.

Активное участие обучающихся в туристско-экскурсионной деятельности должно содействовать развитию творческих способностей, профессиональному самоопределению, приобретению коммуникативных навыков, расширит их интеллектуальные и исследовательские возможности.

Необходимо сделать акцент на получение и систематизацию знаний о малой родине с целью дальнейшей популяризации особенностей ее историко-культурных и природных достопримечательностей, на формирование имиджа данного региона как привлекательного туристско-краеведческого объекта, а также на развитие внутреннего экскурсионного туризма. Накопленный практический материал необходимо использовать при организации образовательного процесса в учреждениях образования страны.

         Считаем необходимым организовать посещение каждым учащимся священных для белорусов мест: Брестская крепость-герой, Буйничское поле, мемориальные комплексы «Прорыв», «Хатынь», историко-культурный центр «Линия Сталина», Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.

В целях духовно-нравственного воспитания учащихся на православных традициях белорусского народа, а также дальнейшего развития православного краеведения, рекомендуем проведение экскурсий с посещением памятников православной истории и культуры Беларуси.

Каждый обучающийся имеет возможность стать участником 2-3-х дневной образовательной экскурсионной программы ”Выходные в столице“, используя материально-техническую базу (автобус, туристская база) и экскурсионные услуги Учреждения образования ”Республиканский центр экологии и краеведения“.

Учитывая большую значимость туристско-экскурсионных мероприятий, особенно комплексных учебно-тематических экскурсий, в развитии познавательных интересов учащихся, в успешном освоении ими образовательных программ, профессиональной ориентации молодежи, а также возможности руководителей учреждений образования в регулировании учебного процесса, рекомендуем проведение комплексных одно-, многодневных учебно-тематических экскурсий в учебное время в крупные культурные и промышленные центры Беларуси, используя при этом возможности учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля, которые предоставляют не дорогие и качественные услуги, детские туристские базы. Перечень туристских маршрутов, рекомендованных для организации экскурсионной работы с учащимися находится на сайте Центра http://rctkum.by.

В целях уменьшения финансовых затрат предлагаем учреждениям образования практиковать прием организованных групп на условиях взаимного обмена, особенно между учащимися городских и сельских учреждений образования.

Организация туристских походов и экскурсий в учреждениях образования должна осуществляться строго в соответствии с Инструкцией об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях.

Решение об организации участия обучающихся учреждения образования в экскурсии принимается руководителем самостоятельно или по предложению заинтересованных лиц (организаций).

Решение об организации участия обучающихся учреждения образования в экскурсии оформляется приказом руководителя, в котором должны быть отражены следующие положения:

         сроки проведения туристской экскурсии с указанием маршрута и списка участников;

назначение руководителя экскурсии и его заместителя.

Руководитель учреждения образования, который организует участие обучающихся в экскурсии, его заместители обязаны:

провести с руководителем и заместителем руководителя туристского похода, экскурсии целевой инструктаж о соблюдении мер безопасности обучающимися учреждений образования в туристских походах, экскурсиях с последующим оформлением в журнале регистрации инструктажа;

         выдать руководителю экскурсии маршрутный лист по форме согласно приложению к настоящей Инструкции;

осуществлять контроль за подготовкой и организацией участия обучающихся в экскурсии.

         Руководителем экскурсии назначается педагогический работник учреждения образования, организующего экскурсию, имеющий соответствующий опыт участия в экскурсиях.

Количество обучающихся в группе для участия в экскурсии определяется руководителем учреждения образования, организующего экскурсию, руководителем экскурсии, субъектами туристской деятельности.

         Руководитель экскурсии несет ответственность за жизнь, здоровье обучающихся при подготовке и проведении экскурсии.

Руководитель экскурсии до начала экскурсии обязан:

         обеспечить формирование группы обучающихся с учетом интересов, интеллектуальных, физических, психологических, возрастных и половых особенностей обучающихся;

         допускать к участию в экскурсиях обучающихся с письменного разрешения их родителей (законных представителей);

         провести обучающее занятие (беседу) для обучающихся, участвующих в экскурсии, по вопросам безопасного поведения с соответствующей записью в протоколе проверки знаний по мерам безопасности при проведении мероприятий;

         подготовить маршрутный лист, приказ о проведении экскурсии и смету расходов на проведение экскурсии;

         изучить условия экскурсии, определить находящиеся на пути организации здравоохранения;

         предусмотреть возможность использования на маршруте телефонной, мобильной связи;

         подготовить картографический материал, разработать маршрут и график экскурсии, план краеведческой, общественно полезной работы и других мероприятий, проводимых группой на маршруте;

ознакомиться с условиями погоды в районе экскурсии.

         Обучающийся учреждения образования, участвующий в экскурсии, обязан:

         соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя туристского похода, экскурсии и его заместителя, не допускать самовольных уходов без разрешения руководителя экскурсии;

         участвовать в подготовке и проведении экскурсии;

         уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры;

         своевременно информировать руководителя экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмировании.

Обучающийся учреждения образования, участвующий в туристском походе, экскурсии имеет право:

         участвовать в подготовке экскурсии;

         пользоваться туристским снаряжением и инвентарем учреждения образования, проводящего экскурсию;

         участвовать в обсуждении итогов проведенной экскурсии.

С целью совершенствования деятельности учреждений образования по организации туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися управлениям (отделам) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов необходимо:

использовать имеющийся резерв учреждений дополнительного образования детей и молодежи для активизации экскурсионной и туристско-краеведческой деятельности;

обеспечить ориентирование проектов и программ экскурсионной и туристско-краеведческой направленности на безопасное и перспективное детство;

использовать в работе туристско-экскурсионные маршруты, созданные по результатам республиканских конкурсов;

продолжить работу по разработке и совершенствованию проектов и программ экскурсионной и туристско-краеведческой направленности и созданию банка данных туристско-экскурсионных маршрутов для обучающихся;

укреплять материально-техническую базу учреждений образования, организовать доступ к комплексной информационной системе регионов и страны для обеспечения возможности интерактивного общения и сетевого взаимодействия;

назначить в каждом управлении (отделе) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома работника, ответственного за проведение контроля за экскурсионной деятельностью в учреждениях образования;

обеспечить проведение системного мониторинга за качеством и количеством организованных экскурсионных программ с обучающимися.

Учреждения дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля должны являться непосредственными организаторами и координаторами туристско-экскурсионной деятельности учреждений образования своего региона.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.